Основы менеджмента

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по профессии 080203.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы .

Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.

 

Для изучения предложены следующие темы:

Тема 1 Основные понятия

Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного производства. История развития менеджмента. В течение изучения темы обучающиеся выполняют самостоятельную работу: Описание примера эффективного руководителя.

Тема 2 Предприятие как объект управления

Понятие организации. Классификация организаций. Организационно-правовые формы предприятий. Внешняя и внутренняя среда организации. Организационная структура управления предприятием.

Тема 3 Функции менеджмента

Понятие функций менеджмента. Планирование. Организация. Мотивация. Координация. Контроль.

Тема 4 Методы управления

Понятие метод управления. Система методов управления: административные, экономические, социально-психологические, их характеристика. Особенности применения тех или иных методов управления.

Тема 5 Управленческие решения

Управленческое решение: понятие, классификация. Этапы и стадии принятия управленческого решения.

Тема 6 Руководство организацией

Власть: понятие. Формы власти. Руководство: понятие, классификация, стили руководства, их характеристика.

 

Дифференцированный зачет

 

К зачету допускаются обучающиеся, не имеющие задолженностей по дисциплине. Выполнившие все практические и самостоятельные работы. Зачет проводится на последнем занятии.

Зачет проводится в форме устного ответа на два вопроса.

Обучающимся при подготовке к зачету предлагается 20 теоретических вопросов. Билет на зачет содержит два теоретических задания.

Во время проведения зачета запрещается:

- использование любых рукописных и печатных материалов;

- разговоры с другими лицами (кроме преподавателя);

- перемещения в аудитории без согласования с преподавателем.

Оценивание каждого ответа на вопрос проводится по пятибалльной шкале (критерии оценивания приведены ниже). Общая оценка за зачет выставляется по среднему баллу за два задания.

Оценка за зачет выставляется преподавателям в журнал и в зачетную книжку. Итоговая оценка по дисциплине за данный семестр определяется на основании семестровой, сложившейся из оценок текущего контроля по дисциплине и полученной на зачете.

Обучающиеся, которые не смогли сдать зачет в установленные сроки, считаются имеющими академическую задолженность.

Пересдача зачета, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку, осуществляется до окончания текущего семестра или в установленные сроки, на основании заявления и с разрешения заместителя директора.

С целью повышения оценки допускается повторная сдача зачета, которая осуществляется на основании личного заявления, подписанного руководителем группы и преподавателем, ведущим дисциплину, с разрешения заместителя директора.

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

  1. Менеджмент: определение,  цели и задачи.
  2. Предприятие: определение, цели, задачи, признаки
  3. Внутренняя среда предприятия: составляющие, их значение
  4. Внешняя среда предприятия: составляющие, их влияние на предприятие.
  5. Структура управления: определение, значение, факторы, влияющие на типы структуры.
  6. Линейная структура управления: особенности, достоинства, недостатки.
  7. Функциональная структура управления: особенности, достоинства, недостатки.
  8. Функции менеджмента: состав краткая характеристика.
  9. Управление: определение, особенности, принципы
  10. Планирование: определение, этапы, составляющие планирования
  11. Принципы планирования
  12. Организация, как функция управления: определение, принципы.
  13. Мотивация: определение, виды, составляющие элементы.
  14. Контроль: определение, цели,  этапы, виды.
  15. Методы управления: определение, виды
  16. Управленческое решение: определение, свойства, технология принятия,
  17. Управленческое решение: стадии принятия, виды
  18. Управленческое решение: эффективность, ответственность.
  19. Власть: определение, источники, виды
  20. Руководства: определение, составляющие, стили руководства.

 

Критерии оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. 

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, либо ответ неполный, несвязный, ошибки исправляются при наводящих вопросах преподавателя. 

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя. 

 

Список источников:

  1. Драчева Е.Л., Менеджмент. - М.: Академия, 2012.
  2. Косьмин А.Д., Менеджмент. - М.: Академия, 2011.
  3. Краткое содержание теоретической части курса можно посмотреть здесь.

 

 

на главную