Основы менеджмента. Краткое содержание курса

Определение, цели и задачи менеджмента

1) Ме́неджмент (от англ. management — управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку, создание, максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем. Понятие появилось приблизительно в 1930-х годах в США.

2) Менеджмент – это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

 Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь.

В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем.

 Цели менеджмента:

Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели.

В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей.

Задачи менеджмента:

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение

Цель работы менеджера - обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы

Предприятие

Организация (от французского слова organisation) означает устройство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое.

Организация - это предприятие, фирма, учреждение, ведомство и иное трудовое формирование, удовлетворяющее условиям:

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цели: выпуск продукции или оказание услуг, получение максимальной прибыли при минимальных затратах.

Предприятия самостоятельны

Предприятие – юридическое лицо, имеющее характерные  признаки.

Признаки предприятия

  1. наличие обособленного имущества (в своей собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении);
  2. имущественная ответственность  по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях;
  3. способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т.е. заключать все виды гражданско-правовых договоров с частными и юридическими лицами;
  4. способность выступать в суде ответчиком или истцом;
  5. наличие самостоятельного баланса и счета в банке.

Задачи:

Фирма - объединение однородных или смешанных предприятий

Внутренняя среда организации

 К основным внутренним переменным относят:

Цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность. Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.

Структура - это взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления и подразделений, позволяющая достичь цели организации. Структура закрепляет вертикальное (уровни управления) и горизонтальное (составные части работ) разделение труда.

Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки.

Задачи традиционно делятся на три категории:

Технология -

Люди

Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:

 

Факторы, влияющие на работу предприятия:

  1. способности человека;
  2. потребности;
  3. восприятие;
  4. ценности;
  5. влияние среды на личность.

Структура управления

Организационная структура – это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией управления, разработкой и реализацией управленческих решений по достижению целей организации. Играет существенную роль в приспособлении организации к внешней среде, т.е. в способности выживать. Поэтому должна быть оптимальной и изменяться вместе с организацией и внешней средой.

Значение структуры:

Для структуры характерны

Основные типы структур управления

Факторы, определяющие тип структуры:

Линейная структура

Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя (нулевой уровень) к производственным подразделениям (уровни 1, 2, 3 и т.д.), выполняющим управленческие функции

Достоинства

  • Установление четких пространственных взаимосвязей между подразделениями
  • Получение подчиненными непротиворечивых и увязанных между собой заданий и распоряжений
  • Полная ответственность каждого руководителя за результат

Недостатки

  • Руководитель должен быть компетентным во всех областях управления – приводит к перегрузке руководителей, некомпетентности, негибкости, несвоевременности принятия решений.

Применяется для небольших предприятий.

Функциональная структура

Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производственными подразделениями  (1, 2, 3) по каждой функции

Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производственными подразделениями  (1, 2, 3) по каждой функции

Достоинства

  • Повышение компетентности руководства из-за привлечения квалифицированных специалистов по отдельным областям управления
  • Повышение гибкости структуры, которая легко реагирует на потребности рынка

Недостатки

  • Нарушается единство распорядительства,
  • снижается ответственность за работу,
  • нарушается принцип единоначалия,
  • возможны противоречивые указания.

Применяются в научно-исследовательских и проектных организациях.

Линейно-функциональная структура

Планирование работ осуществляют функциональные подразделения (А, Б, В), работы выполняют производственные подразделения (1, 2, 3). Все подразделения подчиняются руководителю

Планирование работ осуществляют функциональные подразделения (А, Б, В), работы выполняют производственные подразделения (1, 2, 3). Все подразделения подчиняются руководителю

Достоинства

  • Присущи достоинства линейной и функциональной структур
  • Эффективны при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач.
  • Обеспечивают максимальную стабильность организации

Недостатки

  • Искусственное расширение аппарата управления, отрыв от производства, бюрократизм.
  • Не гибки при возникновении новых задач

Понятие управления

Управление - это

Особенности управления

  1. управление - это процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве
  2. управление - это целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей
  3. в результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью.

Реальный результат практически всегда отличается от цели – чаще всего он ниже и лишь в отдельных случаях может превосходить цель. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления

Функции менеджмента

Работа по достижению целей – это непрерывная серия взаимосвязанных действий – функций управления:

Планирование - это глубокий и всесторонний анализ хозяйственной ситуации и перспектив развития предприятия.

Функция планирования отвечает на три вопроса

На этом этапе нужно решить конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Целью планирования является разработка рационального плана на основе выработанного решения.

Организация создание самой организации, формирование ее

Мотивация

Мотивационная функция заключается в установлении потребностей работников, выборе наиболее оптимального в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную активность в процессе достижения целей.

Мотивы и цели деятельности взаимосвязаны:

Основой мотива являются потребности, т. е. объективная необходимость человека - его нужда.

Ни одна цель не будет достигнута, если работники в этом не будут заинтересованы. Работники эффективно выполняют свою работу только в том случае, когда в них имеется внутреннее побуждение к действиям, внутренняя потребность хорошо делать свою работу.

Координация

обеспечение необходимого уровня взаимодействия между работниками, подразделениями предприятия.

Контроль

Занимает особое положение среди функций управления.

По результатам контроля и в соответствии с ними должна производиться коррекция и решения, и плана, и организации, созданной для достижения цели, и самой системы контроля.

Контроль позволяет заблаговременно выявлять опасности, обнаруживать отклонения от установленных стандартов.

Без контроля невозможно оценить результаты деятельности организации и ее работников.

Таким образом, содержание управления - деятельность по выработке мотивированного решения, планированию, организации и контролю за его реализацией, обеспеченная необходимой и достаточной информацией и направлена на эффективное достижение цели.

Принципы планирования

Принцип конкретности означает, что предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности.

Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи.

Принцип маржинальности (предельных величин) предполагает, что план должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов

Ориентированность во времени требует, чтобы каждый план имел свои строго определенные границы во времени. Отсутствие временных границ не позволяет предприятию контролировать выполнение своих планов.

Принцип гибкости предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события.

Непрерывность планирования требует, чтобы перспективные и текущие планы были взаимоувязаны и гибко реагировали на постоянно меняющиеся условия реальной экономической ситуации.

Комплексность планов означает, что они должны высвечивать все стороны деятельности предприятия:

В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы.

Непротиворечивость   планирования предполагает   наличие тесной взаимосвязи и согласованности различных видов планов. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать работы других подразделений и предприятия в целом.Успешное достижение плановых результатов деятельности предприятия зависит от выполнения планов его подразделений.

Согласованность планов достигается в том случае, когда обеспечивается единство действий всех подразделений, осуществляющих планирование деятельности предприятия.

Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению план становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановая служба могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.

Принципы управления

Принципы управления - исходные положения, правила, следуя которым можно эффективно управлять производством.

Принципы управления:

Методы управления

Методы управления - это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

Виды методов:

Необходимо владеть всеми методами управления в их единстве, в системе.

Экономические методы управления - это способы и приемы воздействия на людей, имеющие в своей основе экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

Заработная плата рассматривается как один из важнейших экономических рычагов, действующих на уровне личности отдельного работника.

На уровне коллектива таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность.

На уровне общества – фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т.д.

Организационно-распорядительные методы - способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти – указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п.

Основаны на отношениях прав и ответственности, властности, компетентности. Делятся на

Регламентирующие

Нормирующие

Инструктирующие направлены на предупреждение необузданных, неоправданных или непрофессиональных действий, могущих повлечь за собой тяжкие последствия:

Социально-психологические методы - воздействия на органы управления (коллективы) и людей через социально-психологические интересы.

При управления необходимо учитывать законы поведения людей в их деятельности. К основным законам поведения в их деятельности относятся:

Управленческие решения

Управленческое решение - это

Принятие решений – это основа управления.

Свойства управленческого решения

Технология принятия управленческого решения:

  1. Цель – это ожидаемый результат
  2. Ситуация – существующее положение дел
  3. Проблема – сложная задача, для решения которой не существует общепринятых методов
  4. Решение – что надо сделать, чтобы устранить, решить задачу, добиться цели

Стадии принятия управленческого решения

1. Подготовка решения –

2. Принятие решения –

3. Реализация решения –

Классификация решений

на главную