Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы

Диспетчерская служба направлена на обеспечение равномерности загрузки всех звеньев предприятия, непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения всех процессов основного производственного цикла, бесперебойной работы вспомогательных и обслуживающих участков.

Основное лицо диспетчерской службы диспетчер. Он круглосуточно управляет и координирует работу подведомственных предприятий, руководит режимами их работы.

Оператор диспетчерской службы – оперативный распорядитель хода производственного процесса.

Назначение профессии: Ведение оперативного учета хода производственного процесса и других видов основной деятельности предприятия.

Должность служащего, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов – оператор   диспетчерской  (производственно-диспетчерской)  службы (4 разряд).

Диспетчер в процессе работы находящегося в его ведении объекта (завода, цеха, участка, морского или воздушного  порта, строительной площадки, шахты и  т. д.) обеспечивает выполнение графиков выпуска продукции, движения поездов, автомобилей, судов и т. п. Располагая  необходимыми техническими средствами связи, сигнализации, контроля и управления, диспетчер координирует взаимодействие всех производственных звеньев предприятия.

Диспетчер из одного центрального пункта при помощи технических средств связи, сигнализации, телемеханики и автоматизации осуществляет систему централизованного контроля и управления. 

Характеристика процесса труда 

Оператор диспетчерской службы в процессе работы решает как стандартные, так и нестандартные, возникающие из ситуаций задачи. Во время дежурства он распоряжается всеми операциями, связанными  с приемом отправлением и переработкой поступающей информации.

Он должен уметь работать с документами: зрительно проверять их на соответствие кодов (шифров) заданным значениям, и максимально возможной скоростью вводить их в ПК. При вводе информации оператор одинаково владеет правой и левой рукой, может вводить текст вслепую, т. е. не глядя в клавиатуру. От скорости и точности зрительного восприятия зависит производительность и качество работы диспетчера.  Кроме того, оператор должен уметь выполнять работу по системному обслуживанию ПК:

-      организовывать ведение архивов программ и данных,

-      восстанавливать работоспособность ПК в случае сбоев,

-      владеть пакетом прикладных программ Microsoft Office и специализированными программами СУБД (системами управления базами данных).

Приходя на работу оператор диспетчерской службы знакомится с обстановкой на момент принятия смены, убеждается в исправности приборов  управления и связи, прочитывает записи в журнале диспетчерских распоряжений и других служебных документов, которые ведутся диспетчерами, проверяют явку на работу работников смены.     

Никто, кроме диспетчера не может вносить изменения в режим работы.

Оператор работает всю смену сидя, в помещении в условиях бытового микроклимата. Физическая нагрузка незначительна, но нервно – эмоциональное напряжение очень высокое. Операторами диспетчерской службы могут быть как девушки, так и юноши.

 

История

Простейшая форма диспетчерской службы возникла в период промышленной революции 18-19 вв. в связи с переходом от кустарного и полукустарного к фабрично-заводскому. Первоначально основной функцией диспетчерской службы было распределение рабочей силы, сырья и материала и учет готовой продукции. С развитием крупносерийного и поточно-массового производств, с возникновением производственных связей между смежными предприятиями, созданием крупных промышленных и энергетических объединений, а так же быстрым совершенствованием транспорта диспетчерская служба стала необходимой для оперативного руководства сложным комплексом технологических процессов, взаимодействие отдельных звеньев транспортных систем. Примитивная диспетчерская служба уступила место современной диспетчерской службе, основанной на совершенных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики, промышленного телевидения, телемеханики и вычислительной техники.

Диспетчерская служба стала одним из важнейших средств управления в промышленности, энергетики, на транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и др.

Стандарт на профессию выделяет следующие обязательные составляющие профессиональной деятельности

оператора диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.

Область профессиональной деятельности: координация, оперативный учет и контроль производственного процесса и других видов деятельности для обеспечения эффективности работы организации.

Объекты профессиональной деятельности:

Виды профессиональной деятельности:

Должностные обязанности

Должен знать:

 Должен уметь:

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 1 года.

на главную