Основные композиционные схемы

Расположение объектов, обобщенное до простейшей геометрической фигуры, называется композиционной схемой. Композиционная схема представляет собой заготовку, по которой можно быстро выстроить композицию. Как правило, такая схема строится на основе композиционной единицы, в пределах которой располагаются объекты.

Линии, по которым строится то или иное изображение, могут быть прямолинейными, ломаными или плавными криволинейными, горизонтальными и вертикальными. Каждая из них по-своему воздействует на зрителя. Одни и те же объекты, заключенные в треугольник, овал или квадрат, будут восприниматься по-разному.

Известно, что наш взгляд, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением, совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля.

В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S-образную форму. Для круга характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и вертикали, составляющее крест. Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох - Рафаэль, Пуссен, Делакруа, Суриков - придавали большое значение композиционному построению, признавая роль композиционных схем, основных линий, активных точек и сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.

Активные зоны и силовые линии придают напряженность композиционному полю, благодаря чему элементы изображения, совпадая с различными точками изобразительного поля, испытывают различные состояния. Так, например, изобразительный элемент, совпадающий с центром круга или со зрительным центром прямоугольника, занимает твердую позицию и не стремится изменить свое местонахождение. Элементы, попавшие в неактивную зону поля, наоборот, стремятся ее покинуть, обрести равновесие. Перекликаясь с другими элементами, также находящимися в неуравновешенном состоянии, или группируясь возле уравновешенных, они с помощью ритма и других средств гармонизации приходят в состояние динамического равновесия.

В произведениях искусства мы часто наблюдаем, что главные узловые моменты композиции совпадают по своему местоположению с активными точками изобразительного поля. Однако слишком последовательное применение этого приема приводит к жесткости и однообразию композиции, к самодовлеющему влиянию схемы. Поэтому художники в поисках новых композиционных возможностей используют такие отношения между элементами композиции и активными точками поля, которые позволяют достигать уравновешенности композиции и без, казалось бы, обязательного совпадения с активными точками. Это удается благодаря тем же средствам гармонизации. Например, вместо того чтобы расположить главный элемент в центре или на оси симметрии, уравновешивающие друг друга элементы располагают по разные стороны оси, выделяя главный с помощью контрастных цветовых или тоновых отношений. Создавая сложное движение форм с помощью ритмической организации элементов, можно добиться такого эффекта, при котором они перекликаются с силовыми линиями поля и активными точками, и избежать таким образом жестких схем.

Прямоугольник

Прямоугольник лежит в основе большинства композиционных схем, так как и лист бумаги, и экран монитора имеют прямоугольную форму. Прямоугольная схема привлекательна для дизайнера еще и тем, что она допускает как симметричное, так и асимметричное расположение элементов композиции и является наиболее универсальной.

В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре точки, лежащие на диагоналях, обозначающие пропорции золотого сечения и лежащие на границах овала, вписанного в прямоугольник.

Квадрат

Квадрат, будучи абсолютно симметричным, налагает ряд ограничений на всю композицию. Эту схему обычно применяют, когда требуется подчеркнуть такие качества, как устойчивость, стабильность, надежность и консервативность. Какое бы интенсивное движение ни было изображено в квадрате, общая композиция почти всегда будет казаться спокойной.

«Квадратное» решение композиции позволяет также подчеркнуть эксклюзивность дизайнерского решения в различного рода каталогах, годовых отчетах и другой представительской продукции.

В квадратной композиционной схеме наиболее активны точки, лежащие на диагоналях и на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат, а также точка пересечения диагоналей (центр квадрата).

Круг

С древних времен круг считался совершенной фигурой. Круглая форма часто встречается в природе: Солнце, Луна, звезды, мыльные пузыри и т.д. Символизируя бесконечность, обладая самодостаточностью и будучи наиболее компактной фигурой, круг имеет специфическое свойство сосредоточивать внимание зрителя на своем центре.

Наиболее активны центр круга и область, которая находится чуть выше геометрического центра, а также точки, лежащие на сторонах вписанного в круг пятиугольника и на его диагоналях (рис. 3.24 ).

Круг с трудом сочетается с другими формами, так как он входит в явное противоречие с прямоугольной формой листа бумаги или экрана. Контраст оказывается в большинстве случаев слишком сильным и переходит в разобщенность. Ввод в композицию хотя бы одного круглого объекта немедленно потребует скругления углов во всех остальных элементах, иначе может возникнуть диссонанс и конфликт форм.

Одним из наиболее удачных вариантов сочетания круга и прямоугольника (квадрата) можно считать центральное расположение круга. В этом случае вся композиция приобретает ярко выраженную симметрию и достигается максимальная концентрация внимания на ее центральной части.

Круговое расположение элементов в дизайне требуется достаточно часто - на компакт-дисках, банках, коробках для конфет и другой продукции, имеющей соответствующую форму.

Для круговой композиционной схемы характерны высокая ритмичность и повторяемость элементов (например, орнамент, проходящий по всей длине окружности). Нарушение строгого порядка в распределении элементов может привести к слишком резкому контрасту по сравнению с идеальной формой круга и, как правило, приводит к возникновению диссонанса.

Не случайно круг лежит в основе композиций, целью которых является стремление подчеркнуть стабильность, надежность и устойчивость. Например, герб Советского Союза решен в круговой композиционной схеме (рис. 3.25 ).

То же самое относится ко многим логотипам (рис. 3.26 ).

Разновидностью круговой композиции служит композиция по овалу, в котором симметрия выражена не столь явно. Овал часто используется в том случае, если необходимо разместить текст, чтение которого может быть затруднено при размещении по кругу. Такая композиционная схема часто использовалась на старинных вывесках.

Полукруг

Полукруглая композиционная схема обладает достоинствами композиции по кругу и в то же время более устойчива за счет наличия прямой линии. Эта схема часто используется в архитектуре при оформлении верхних частей фасадов и арок (рис. 3.27 )

В случае горизонтального положения прямой, выступающей основанием полукруга, композиция будет симметрична, статична и устойчива. Но если убрать основание и повернуть полукруг, превратив его в дугу, композиция приобретет динамику. Введение дуги подразумевает контраст масштаба, направление и создает ощущение движения.

Дуга позволяет избавиться от чрезмерной симметрии, присущей кругу, а ее концы могут быть легко интегрированы практически в любую композиционную схему. Дуга значительно более изящно, чем диагональ, может привнести в композицию элемент динамики или масштаба.

Треугольник

Треугольник, имеющий горизонтальное основание, относится к устойчивым и стабильным композиционным схемам. В треугольной схеме активны точки в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.

На практике явно выраженная статичная треугольная композиция используется достаточно редко. Примером треугольного построения композиции может служить картина Леонардо да Винчи «Анна, Мария и младенец Христос» (рис. 3.28 ).

Однако при повороте треугольника ситуация в корне меняется - композиция приобретает явно выраженную динамику и превращается в диагональную.

Диагональ

Присутствие в композиции диагональных линий вносит явную динамику в общее композиционное решение. Диагональ задает направление и придает ускорение (рис. 3.29 ).

Динамичность диагональной композиции основана на том, что членение плоскости или массы, идущее вразрез с ее горизонтально-вертикальным движением, нарушает весовое и оптическое равновесие частей данной плоскости.

Использование в одной композиции двух диагоналей может привести к потере динамической составляющей в результате концентрации внимания на точке пересечения диагоналей.

Таким образом, геометрическая фигура, выбранная в качестве композиционного поля, сама по себе уже содержит активные точки, на которых концентрируется внимание, что обусловлено спецификой зрительного восприятия.

Контраст и нюанс

Контрастом пронизан весь окружающий нас мир. Добро и зло, мужчина и женщина, сила и слабость, тепло и холод, свет и тень, Инь и Янь, бедность и богатство - везде мы наблюдаем борьбу и единство противоположных начал, которые могут существовать, только отталкиваясь и в то же время притягиваясь.

Без двух полюсов невозможно движение. Для любой оценки, кроме самого оцениваемого объекта, требуется тот или иной критерий, на основе которого можно будет ее выполнить. Если все элементы композиции, к примеру, будут иметь один цвет, то мы просто не сможем их отличить. Как только мы окрасим хотя бы один объект в любой другой цвет, можно будет оценить, как он выглядит на фоне других, т.е. появится контраст.

Контраст вдыхает в композицию жизнь. Он позволяет выделить и гиперболизировать особенности двух и более изображений, предметов, цветов, подчеркнуть различия и сходство, выделить главное и привлечь внимание. Контраст агрессивен, он активно применяется в рекламном дизайне, оформлении обложек и упаковки - везде, где требуется мгновенно привлечь внимание и удержать его как можно дольше.

Именно контраст отвечает за выразительность, наполненность наших изображений, именно благодаря ему наш взгляд или цепляется за картину, рисунок, сверстанную журнальную полосу, или равнодушно скользит дальше.