6.4 Организация транспортного и
складского хозяйства
Транспортное и складское хозяйство предприятия создаются для доставки,
складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с
условиями договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам.
Основными критериями функционирования транспортного и складского хозяйства
являются качественное и своевременное предоставление услуг по минимально
возможной цене. Рассмотрим особенности транспортного и складского хозяйства в
отдельности, круг организационных вопросов по их функционированию, направления
повышения качества и эффективности оказываемых услуг.
Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей
материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг
определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом.
Транспортные операции являются важной составной частью производственного
процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях
регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например,
при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта,
оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности
производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости
оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности
труда.
На
предприятиях используют различные виды транспортных средств:
по сфере обслуживания – средства межцехового и внутрицехового
транспорта;
в зависимости от режима работы – транспортные средства
непрерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического действия
(автомашины, самоходные тележки и др.);
по направлениям движения – транспортные средства для
горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и смешанного
перемещения (краны и др.);
по уровню автоматизации – автоматические, механизированные,
ручные;
по виду перемещаемых грузов – транспортные средства для
перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих
работ:
1) стратегическое планирование обновления транспортных средств;
2) анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение
мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных
схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности
производственных процессов);
3) анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования
транспортных средств во времени и по производительности;
4) выбор и обоснование использования транспортных средств;
5) расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на
ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
6) составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители
грузов, по вертикали – их получатели);
7) проектирование схем грузопотоков;
8) оперативно-календарное планирование транспортных операций;
9) диспетчирование работы транспорта предприятия10) учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы
транспортного хозяйства.
Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного
хозяйства являются:
·углубление предметной и функциональной специализации
производства, развитие кооперирования;
·повышение уровня автоматизации производства и управления;
·сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение
удельного веса прогрессивных транспортных средств;
·совершенствование нормирования, учета и контроля использования
транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
·анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и
непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение
соответствующих мероприятий.
Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хранению,
учету и контролю движения материально-технических ресурсов, поступающих на
предприятие, и готовой продукции. Эти функции складское хозяйство должно
выполнять качественно, в установленные сроки и с минимальными затратами. Эти три
показателя и являются собственно критериями функционирования складского
хозяйства. В зависимости от объема работ склады могут быть общезаводскими и
цеховыми. Общезаводские склады, например машиностроительных заводов, в свою
очередь, подразделяются:
• на материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива,
лесоматериалов);
• полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую
обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других. Это склады
черновых заготовок, выпускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей,
выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку;
• производственные, обслуживающие производственный процесс;
• готовой продукции, принимающие от цехов готовую продукцию, производящие
упаковку и отправку ее потребителю;
• отходов и вторичного сырья;
• хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спецодежды, хозяйственных
материалов, рабочего инвентаря и т. п.
Расположение складов зависит от характера материальных ценностей и их значения.
Так, материальные и производственные склады необходимо размещать ближе к
цехам-потребителям с тем, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов.
Склады готовой продукции размещают ближе к сборочным цехам. По своей
конструкции склады бывают открытые, полуоткрытые, закрытые и специальные. К
цеховым производственным складам применительно к машиностроительному
производству относят материальные, промежуточные, склады готовых деталей,
комплектовочные и специальные.
Организация складского хозяйства включает следующие работы:
1) анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности,
пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов;
2) определение номенклатуры и типа складских помещений;
3) разработка схем размещения новых складских помещений, их проектирование,
строительство;
4) разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений;
5) организация учета и контроля движения материальных потоков через склады;
6) организация выдачи и доставки грузов потребителям;
7) анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка и внедрение
предложений по улучшению его работы.
Направления повышения эффективности работы складского хозяйства примерно те же,
что и для транспортного хозяйства.