На подготовку к экзамену отводится обычно несколько дней. Как же осуществляется подготовка к нему? Опрос многих школьников и студентов убеждает, что проводится он так. Ознакомившись с вопросом, школьник отвечает на него и, сделав соответствующую пометку, переходит к следующему. При необходимости углубляется в конспекты и учебники. Проходит день. Он хорошо поработал и немало продвинулся в подготовке. В следующие дни он продолжает свои занятия. Столь же тщательно повторяет материал по каждому вопросу и от этого испытывает чувство удовлетворения. Количество изученных вопросов растет, неизученных уменьшается. Однако постепенно нарастает беспокойство: успею ли повторить все вопросы? Кроме того, начинает сказываться усталость. И часто бывает так, что оставшегося времени явно не достаточно. Не зря ведь говорят, что на подготовку к экзамену всегда не хватает одного дня.
Что же делать? На этот вопрос многие ребята отвечают: «Перед экзаменом будем заниматься ночью …» А некоторые решили спать, чтобы «оставаться бодрыми». Но ведь и «бодрым» может попасться вопрос, которые они не успели повторить. А не спавшие ночью (настойчивость их, конечно, похвальна), если и успеют закончить повторение, придут на экзамен утомлёнными и это отразиться, естественно, на качестве ответов.
Начиная работу, не стоит сразу садиться за учебники и конспекты.
Сначала определите уровень своей подготовки по предмету. Это лучше сделать, имея под рукой три авторучки разного цвета. Внимательно, не торопясь, прочтите вопросы билетов (или программу по предмету – для абитуриентов). Значком одного цвета отметьте вопросы, ответы на которые знаете хорошо и даже без подготовки можете ответить. Значком другого цвета пометьте вопросы, ответы на которые знаете слабо. И значком третьего цвета – вопросы, ответы на которые не знаете или знаете плохо. По соотношению этих цветов вы увидите состояние своей подготовки. А вот после этого можете приступить к повторению материала.
Вначале повторите материал по вопросам, ответы на которые знаете плохо. Повторяйте обычным способом, используя конспекты и учебники. На повторение таких вопросов может потребоваться один день. Какой можно подвести итог этой работе. С кем я не беседовал, будь то школьник или студенты, все недоумевали: «Ну, выучили, и всё, что тут ещё скажешь». А вывод можно сделать такой: на экзамене «двойку» вы уже не получите. От такой мысли настроение станет лучше. Прошли только сутки с начала подготовки, но если вы скажете кому-нибудь, что «двойка» вам не грозит, вам не поверят: не слишком ли это самоуверенно? А ведь и на самом деле «двойка» теперь не грозит. Вы гарантировали себя от получения этой оценки, потому что выучили то, что не знали.
Затем повторяйте материал по вопросам, ответы на которые знаете слабо. Закончили повторение. И снова можно сделать вывод: «тройку» я уже не получу. Настроение еще больше повышается, усталости не чувствуется. Можно идти и сдавать экзамен: ниже «четвёрки» оценки не будет. Настроение бодрое, уверенное.
При таком способе повторения уходит ненужное волнение, провал на экзамене исключается. Способ этот можно назвать Правилом трех карандашей: сначала повторяй те вопросы, которые знаешь плохо. Пользоваться этим приемом можно как при подготовке к экзамену, так и при подготовке к собеседованию по знанию предмета, проводимому вместо экзамена.
А если хотите сдать на «пятёрку», то в оставшееся до экзамена время ( а при таком способе время всегда останется) ещё раз продумайте свои ответы на некоторые вопросы.
И еще один простой совет: продумайте, какими примерами вы будете иллюстрировать свой ответ. Например, если вы скажете о том, что деепричастные обороты делают нашу речь более эмоциональной и выразительной и приведете строчки А.С. Пушкина «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…», вам будет обеспечен успех. Или у М.Ю. Лермонтова: «Чтобы всю ночь, весь день, мой слух лелея, о любви мне голос сладкий пел…». Стоит убрать деепричастный оборот или заменить его глаголом – и прежнего звучания не будет.
Не бойтесь повторять учебный материал не по порядку. Вы изучали этот предмет «по порядку». А потом об отдельных проблемах говорили на консультациях, выполняли задания.
Итак, к экзамену материал мы повторили. Ответы на вопросы будут храниться у вас в так называемой ближней памяти, как бы «на подхвате». Получите на экзамене билет – «всплывут» в памяти и ответы на него. Поэтому не нужно в оставшееся до экзамена время продолжать вспоминать повторенный материал, «долбить» одно и то же, боясь «расплескать» знания. Это может привести к утомлению. Лучше всего побудьте на свежем воздухе, отвлекитесь, постарайтесь не думать о предстоящем экзамене, доверьтесь своей «ближней памяти». Конспекты и учебники уберите и больше к ним не прикасайтесь. И уж конечно, не берите с собой на экзамен.
Приходить на экзамен и сдавать его лучше в числе первых. Вы еще в бодром состоянии и преподаватели бодры, не раздражены плохими ответами. Конечно, здесь, как и в спорте, все не могут быть первыми, но если вы уверены в себе – не толпитесь под дверью!
Если вам задали дополнительный вопрос не по билету, спокойно и вежливо скажите: «Извините, вопрос не по билету. Дайте мне время подумать и подготовиться».
Вы пришли на экзамен, получили билет и сели готовиться к ответу. Читайте первый вопрос, и … все вылетело из головы. Это бывает от волнения. Не теряйте время, готовьтесь по второму вопросу. Подготовившись к нему и успокоившись, возвращайтесь к первому вопросу и, непременно вспомните то, что учили, и ответите на него.
Иногда после экзамена можно услышать: «Я все правильно ответил, а он (она) поставил мне «тройку». На лице удивление и обида? Может такое случиться? Вполне. Преподаватель принимает экзамен, а какая-то его проблема не дает ему возможности сосредоточиться, он слушает рассеянно (учитель – тоже человек!). Ответив на вопрос, не молчите, не ждите, когда преподаватель скажет: «Переходите к следующему вопросу». Преподаватель может потерять нить вашего изложения и подумать, что вы молчите, не зная материала. Такая ситуация всегда чревата низкой оценкой на экзамене.
Будьте активны при сдаче экзамена. Ответив на вопрос, скажите: «Вот все, что я мог изложить по первому вопросу». И сразу переходите ко второму вопросу. Никакой долгой паузы не должно быть. Вам дали слово – отвечайте! А закончив отвечать, скажите: «Вопросы исчерпаны». Бывает и так. Экзаменуемый подробнейшим образом отвечает на вопросы, стараясь показать, что он и это знает, и то помнит. Плохо это или хорошо?. Думаю скорее плохо: вы не умеете выделить главное. Ответы должны быть четкими, краткими, но исчерпывающими. Ни в коем случае не стоит уподобляться студенту из анекдота, который на экзамене начал так: «Прежде чем говорить о Японии, поговорим о ее соседях».
На письменном экзамене не стоит поспешно «на скоком», сразу же браться за решение предложенных заданий. Вначале обдумайте условия и определите, какая из задач наименее трудная, а какая – более. После этого приступайте к решению. Не беритесь решать первой самую трудную для вас задачу (даже если она первая). На ней вы можете потерять много времени. Действуйте в порядке, обратном рассмотренному нами «Правилу трех карандашей»: решайте первой самую легкую задачу, затем переходите к более трудным. И вы успеете в отведенное на экзамен время решить большее количество задач и примеров. Значит, и в этом случае «двойка» вам не грозит.